Игра Го: Го и "Три Игры" - Занимательная Япония

About Игра Го: Го и "Три Игры"

Previous Entry Игра Го: Го и "Три Игры"Sep. 22nd, 2004 @ 12:34 pm Next Entry

Вильям Пинкард. Го и "Три Игры" (пересказ)



С древних времён в Японии были известны так называемые "Три Игры" - шахматы, бэкгаммон (нарды) и го. Шахматы пришли из Индии, нарды с Ближнего Востока, а го - из Китая. Нарды - это игра случая, в которой игроки используют игральные кости, чтобы сделать ход; шахматы моделируют общество - королевство - и военные манёвры; го - наиболее абстрактная и "открытая" из трёх этих игр. Именно благодаря отсутствию сложных правил, простоты формы, текучести и пространственной независимости, го удивительно точно отражает основные процессы мышления.

В го играют чёрными и белыми "камнями", которые никак не отличаются по значению друг от друга, таким образом напоминая двоичную арифметику. Камни выставляются на доску и остаются там без движения в течение всей игры (если только их не снимает противник), и, таким образом, игра сама собой является визуальной записью процесса мышления, который был в неё вложен.

Около трёхсот лет назад один китайский монах посетил Японию, и ему показали рисунок игры известного в те времена мастера. Монах, даже не зная правил игры (в те времена го была уже почти забыта в Китае), внимательно изучил ходы на рисунке и заметил, что тот, кто совершил эти ходы был, скорее всего, просветлённым человеком (испытавшим состояние сатори) - и так оно и было. (Интересно, что историю эту с одной стороны рассказывают игроки го, чтобы продемонстрировать качество игры го, а с другой стороны - буддисты, чтобы показать проницательность монаха).

Некий анонимный игрок го однажды написал: "Доска го - это отражение разума игрока в процессе игры. Когда мастер изучает запись игры, он может безошибочно определить, в какой момент ученик был подвержен жадности, когда он устал, когда им овладело отупение, и на каком ходу служанка вошла в комнату с чаем."

В противоположность тому, что думают многие люди, го не имеет ничего общего с буддизмом. В частности, го - более древний обитатель нашей планеты, чем буддизм. В Китае го стала одним из Четырёх Достижений, наряду со стихосложением, рисованием и музицированием. Игра достигла Японии прмерно в 6-м веке и долго оставалась привилегией дворянства. В течение же периода Токугавы (1600-1868) го, как и хайку, кендо, чайная церемония и многое другое распространилась и среди простых людей, занимая их досуг в долгие годы установившегося мира.

Интересно рассмотреть Три Игры в их социальном контексте, чтобы понять, как каждая из них отражает некоторые характеристики того или иного региона.
Шахматы - великая игра Запада (хоть и пришедшая с Востока) - включает в себя монархов, армии, войны и - в качестве конечной цели - постепенное уничтожение одним королём другого. Эта игра полностью соответствует легендам и мифам Запада, таким, например, как "Песня о Роланде": свержение одного героя и коронование другого. Фигуры - от короля до пешки (крестьянина) - отражают иерархическую и пирамидальную структуру общества, в котором власть строго определена и распределена.

Нарды - любимая игра Ближнего Востока - занимается вопросами Удачи и Судьбы. Игра подчиняется падению кости, над которой игроки не имеют власти. Каждый из них стремится оседлать свою удачу и на счастливой волне приплыть к победе. Проигравший жалуется на судьбу и пробует ещё раз, но он бессилен перед Высшими Силами.

Го - игра древнего Китая и современной Японии - уникальна тем, что каждый её "камень" равен другому по силе и значению и может быть выставлен куда угодно на доске. Цель игры - не уничтожить, а наоборот - построить территорию. Отдельные камни организуются в группы, а группы становятся органическими структурами, которые живут или умирают вместе. Сила камня зависит от его положения на доске в каждый данный момент времени. На доске происходят трансформации силы и упадка, движения и застоя, маленьких поражений и временных побед. Более сильный игрок - учитель, слабый - ученик, и даже сегодня вежливый способ попросить об игре - это "пожалуйста, научите меня".

В наше время всё изменилось, но раньше, когда го было в почёте у художников и поэтов, генералов и монахов суть игры состояла не столько в том, чтобы один игрок победил другого, сколько во взаимном диалоге между игроками с целью победы над общим врагом. Общими врагами были, как и всегда, жадность, гнев и глупость.

Три Игры - полезная классификация, потому что все вместе они составляют единую картину мира. В принципе вся философия сводится к трём основным типам отношений: 1) человек и его отношения с богами и мистическими силами Вселенной; 2) человек в обществе, которое он строит вокруг себя; 3) человек и его собственное Я. Говоря другими словами - человек-игрок в нарды, игрок в шахматы и игрок в го.

Эти отношения отвечают основным нуждам человеческого духа. Люди повсеместно заняты общественными структурами, позицией в них и определением своего статуса. Каждый, кто способен мыслить, должен иногда задумываться над своими личными отношениями с судьбой и высшими силами. А го - это игра, которая поворачивает все наши занятия и размышления назад к своему источнику. Она говорит, что каждый начинает жизнь в равных условиях, каждый начинает с пустой доски, без ограничений, и всё, что происходит потом, определяется не судьбой, богатством или общественным положением, а только вашим собственным духом и разумом.

__________________________
Об авторе

Вильям Пинкард (1927-1989) провёл в Азии своё детство. Потом он служил в американской армии во время оккупации Японии в 1946 году. Пинкард увлёкся буддизмом, вернулся в Японию в 1959 году и совершил девятимесячное пешее паломничество в 88 храмов. В конце пути он тяжело заболел и несколько недель пролежал в глухой деревенской лечебнице, в которой не было ничего, кроме нескольких старых журналов о го - Kido. Так началось его увлечение этой игрой.
Пинкард глубоко изучил историю и легенды, связанные с го, и собрал коллекцию nishiki-e - полноцветных гравюр, связанных с этой игрой.

( Link | Let's try to translate | BackUp | Leave a comment )
[User Picture Icon]
From:brianika
Date: September 21st, 2004 - 09:08 pm
(Link)
Очень познавательно. Только я так и не поняла, как в го играть скажем не японцу, а мне. Может кто играл? Расскажите.
[User Picture Icon]
From:catpad
Date: September 21st, 2004 - 09:56 pm
(Link)
Нет ничего проще, чем научиться правилам го. Вот, например, здесь:
http://go.hobby.ru/sources.htm
[User Picture Icon]
From:zaleteli
Date: September 21st, 2004 - 10:30 pm

Пословица Го - Лучший ход соперника - это и мой лучший х

(Link)
дааа .. зря вы дали линк этот :) рабочая атмосфера в офисе нарушена! :))

спасибо!
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 12:18 am

Re: Пословица Го - Лучший ход соперника - это и мой лучший

(Link)
За этой пословицей стоит представление про определенный "фэнг-шуй" доски в ходе игры, когда пересечение полей влияния камней образует определенные "точки напряженности", ход в которые усиливает позицию того, кто его сделал.
[User Picture Icon]
From:zaleteli
Date: September 22nd, 2004 - 02:47 am

Re: Пословица Го - Лучший ход соперника - это и мой лучший

(Link)
я вот подумал сделать декоративную (но рабочую) доску для го на даче. собрать белых и черных небольших речных камешков. и развести в новопокрытой тростником беседке некое подобие фенг-шуя. 19Х19 = 361:2 = 181? (столько ли должно быть камешков одного цвета?). до каких пор идет игра?
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 03:29 am

Re: Пословица Го - Лучший ход соперника - это и мой лучший

(Link)
Да, в традиционном комплекте по 180 камней каждого цвета (кстати, черно-белая окраска - во многом японское осмысление эстетики игры, в Китае для изготовления камней использовали различные минералы, так что Вы не ограничены в выборе пары цветов). Хотя в реальной партии редко на доску выставляются ВСЕ камни. Для начала Вам будет достаточно и 160 каждого цвета, особенно при игре по японским правилам. Кроме того, начинающие игроки осваивают правила на досках меньшего размера, для которых достаточно совсем небольшого числа камней.
Игра продолжается до тех пор, пока оба игрока последовательно не откажутся от хода, т.е. на доске не останется пунктов, ход в которые приносит очки одной из сторон. В международной практике это озвучивается как "пас", сказанный двумя игроками подряд (знаоки японского - ау, как это звучит в оригинальной транскрипции?). Другим случаем завершения игры является сдача одного из игроков. Выбор правильного момента для признания своего поражения - тема для отдельного рассказа.
[User Picture Icon]
From:zaleteli
Date: September 22nd, 2004 - 04:03 am

ариГОто :)

(Link)
спасибо большое. надо в горы теперь за мелкими камешками из бурных речек
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 04:20 am

Re: ариГОто :)

(Link)
Диаметр "стандартного" камня - 21-22мм, хотя для "авторского" комплекта можно подобрать любой удобный Вам размер. Главное, чтобы камни было удобно ставить и снимать с доски. Можно сделать камни из глазурированной и обожженной керамики - я пользуюсь дома симпатичным набором корейских фаянсовых камней.
[User Picture Icon]
From:zaleteli
Date: September 22nd, 2004 - 04:34 am

оффтоп - ну и что?

(Link)
вообще подготовка к процессу творения - это часть творчества или игры. это прослеживается на протяжении всей истории культуры китая. думаю, что у японцев тоже.

например, чтобы начать писать картину тушью нужно было настругать палочки для кисточек из такого-то бамбука, постричь таких-то белок, сжечь такое-то дерево и смешать с таким-то жиром, бумагу делать так-то. сама подготовка - это часть медитативного процесса. сделать красивые принадлежности для письма в соответствии с каноном, так же почетно.

вот и с го у меня так же будет скорее всего. пока буду наслаждаться самим процессом деланья. :)

спасибо вам еще раз
[User Picture Icon]
From:china_cat
Date: September 21st, 2004 - 10:19 pm
(Link)
спросите у brmr, она точно знает :)
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 12:14 am
(Link)
Правила Го действительно очень просты, хотя сама игра по сложности не уступает шахматам. Если есть компьютер и доступ в и-нет - я бы предложил интерактивный учебник для начинающих, за авторством Хироки Мори, любезно переведенный на русский sobaker

Что до остальных двух игр, то шахматами видимо названы Сёги, которые изрядно отличаются от современных европейских шахмат. О игре в нарды в Японии мне ничего не известно, возможно автор так окрестил Мацзян(Маджонг)?
Кроме упомянутых игр, в Японии играют также и в Рэндзю (5 в ряд), хотя "авторитет" этой игры заметно уступает Го и Сёги, а популярность - Мацзян.

С вопросами о Го - велкам в ru_go или ко мне.

Я все еще жду адреса - для засылания вороха ссылок и обсуждения некоторых вопросов - в частности мой коллега по увлечению из Питера, Максим Подоляк подготовил эссе о развитии Го в Японии, можно обсудить с ним вопрос о его публикации в all_japan.
[User Picture Icon]
From:catpad
Date: September 22nd, 2004 - 12:45 am
(Link)
Да нет, нарды - это именно backgammon, так он и называется в статье.
В европейские шахматы тоже в Японии много играют, так что в этом нет ничего удивительного.

А про какое обсуждение вы говорите, я не очень понял ? Вы, кажется, обсуждали что-то с nekokit ?
Если у вас есть что-то интересное для публикации, вступайте в сообщество и опубликуйте, конечно.
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 01:14 am
(Link)
Да, вот от нее и жду ;)
Насчет обсуждения/вступления/публикации - давайте в приват, если Вы не против - дабы не замусоривать столь прекрасную тему.
[User Picture Icon]
From:nekokit
Date: September 22nd, 2004 - 01:21 am
(Link)
Я Вам там оставляла - посмотрите, пожалуйста.
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 01:29 am
(Link)
Спасибо, сегодня напишу.
[User Picture Icon]
From:catpad
Date: September 22nd, 2004 - 01:30 am
(Link)
Напишите просто в гостевую книгу, там и поговорим.
[User Picture Icon]
From:tsetsefly
Date: September 22nd, 2004 - 05:07 am
(Link)
Уже накидали ссылок - где почитать про го.
Вот еще ссылка на программу, с которой можно поиграть в го на доске 9х9.
http://www.smart-games.com/igowin.html
Программка простенькая. В зависимости от того выигрываешь или проигрываешь, она автоматически повышает или понижает свой уровень.
Только, обыгрывая эту программу, надо отдавать себе отчет, что не существует программ, которые играли бы в го хорошо (в отличие от шахмат, например).
Кроме того, можно порешать задачки на сайте http://www.goproblems.com
Ну и, конечно, поиграть с реальными людьми через интернет на серверах IGS (http://www.pandanet.co.jp/English/) или KGS (http://kgs.kiseido.com/). Есть и еще сервера, но эти - самые популярные.
[User Picture Icon]
From:zaleteli
Date: September 21st, 2004 - 09:34 pm
(Link)
прекрасный постинг! :) спасибо
[User Picture Icon]
From:mumrik
Date: September 21st, 2004 - 11:28 pm
(Link)
Отлично! Очень интересно, спасибо!
From:(Anonymous)
Date: September 22nd, 2004 - 12:17 am
(Link)
играю в Го уже почти год. и с каждым днём игра мне нравится всё больше и больше. отличный пост!
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 12:19 am
(Link)
Скажу больше: начав играть в Го - крайне трудно остановится. Я знаю людей, которые вновь возвращались к игре после 8-20-летних перерывов ;)
[User Picture Icon]
From:uertmen
Date: September 22nd, 2004 - 12:54 am
(Link)
понравилось весьма, особенно про смыслы игр
[User Picture Icon]
From:jumpingrat
Date: September 22nd, 2004 - 01:25 am
(Link)
На эту тему есть несколько довольно любопытных работ, наиболее цитируемая - Go, an Asian Paradigm for Business Strategy by Miura Yasuyuki. Автор, в прошлом функционер верхнего звена Джапан Эйрлайнз, проводит параллели между экономической и социальной политикой японских предпринимателей и игрой в Го.

От себя добавлю, что Го - предельно абстрактная игра, что дает возможность устанавливать самые разнообразные ассоциации с различными сферами жизнедеятельности человека и общества.
( Link | Let's try to translate | BackUp | Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com