илле (baibikov) wrote in all_japan,
илле
baibikov
all_japan

ЯПОНСКИЕ ТЕТРАДИ

с большим опозданием вывешиваю тут заметку, которая была опубликована на сайте www.japon.ru ровно полгода назад. 23-го апреля. Надеюсь, она еще не устарела :)


ЗЕЛЕНЫЕ КРЕСТЫ ИЛИ ДВА СЛОВА О МОЕЙ ЯПОНИИ

Первый раз я приехала в Японию в 1999 году, будучи студенткой второго курса. Училась я тогда на кафедре антропологии. Японию любила беззаветно, хотя сейчас понимаю – ничего-то я о ней не знала. Попав на острова, я сразу же почувствовала себя как дома. Настолько, что мои друзья-японцы даже обижались. «Плохой из тебя антрополог, - говорили они мне. – Почему ты воспринимаешь все как должное? Ну удивись хоть чему-нибудь.»


В последствии мне приходилось удивляться не раз и не два, но в первый приезд меня действительно мало что удивляло. Все, за редким исключением, казалось очень естественным, простым и понятным. Одим из таких редких исключений были белые полотнища с зелеными крестами и четырьмя загадочными иероглифами. Полотнища эти, то тут то там попадавшиеся мне на глаза, были натянуты на проволочные заборы, за которыми иногда находилось какое-нибудь полуразрушенное или наоборот полудостроенное здание, а иногда пустырь. Я никак не могла понять, что все это означает.







Крест был и остается для меня символом религиозным. И когда на мой вопрос, имеют ли эти заборчики и то, что на них висит, какое-либо отношение к христианству, я услышала: «Да нет, какое там христианство – это просто стройка. Ну или ремонтируют чего-нибудь», этот ответ, честно говоря, здорово меня удивил.

Теперь-то я знаю, что иероглифы вокруг креста (по два с каждой стороны) переводятся как «Безопасность - прежде всего». А сам крест, как оказалось, все-таки имеет отношение к христианству: и символ и лозунг – заимствования из американской христианской культуры. Общественное движение «Безопасность - прежде всего» появилось в Америке в десятые годы двадцатого века. Его ативисты называли себя «проповедниками, проповедующими Безопасность» и просвещали свою «паству» (рабочих-иммигрантов) не менее ревностно, чем обычные проповедники-евангелисты. Эти люди верили, что знание правил безопасности поможет уменьшить количество несчастных случаев. В Японии похожее движение появилось в эпоху Тайсё.

Так что я уже не удивляюсь зеленым крестам - я удивляюсь их количеству. Они повсюду. На каждой улице, в каждом районе. Они вписаны в городской пейзаж и давно стали его неотъемлемой частью.



Поразительно, в Японии так много строят и перестраивают, но общее ощущение о этого не меняется. За те три года, что мы живем по нынешнему адресу, в нашем районе появилось не меньше двух с половиной десятков новых жилых домов, четыре новых ресторана, зал для траурных церемоний, аптека, страховая компания и книжный магазин. Старые строения тихо сносили, и на их месте возводили новые. Но на облике района это никак не отразилось. Как не отражается на качестве японского телевидения появление новых программ – оно остается все таким же ярким, шумным и суматошным. Как не отражаются новинки моды на японской толпе, которая настолько неоднородна по стилю, что новые течения просто тонут в ней, становятся незаметны в этой пестрой круговерти.

Я никак не привыкну к тому, что все вокруг постоянно меняется, оставаясь таким же как было. Подобно святилищу богини Аматэрасу в Исэ, которое отстраивается заново каждые двадцать лет. Самое раннее синтоисткое святилище – с конца седьмого века оно перестраивалось шестьдесят раз. Древнее и вечно новое.





Зеленые кресты на проволочных заборчиках (как, впрочем, и их белая модификация на оранжево-черных полосатых заграждениях) стали для меня символом Японии, которая все время меняется, но все же остается неизменной.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments