Александр (mr_aug) wrote in all_japan,
Александр
mr_aug
all_japan

Categories:

Лейтенант Акаматцу Садааки

Рассказ о необычном японском асе
54,54 КБ
Лейтенант Акаматцу Садааки
(1910-1988)
(на фото он демонстрирует как именно сбил американский истребитель)

«Скандалист, эксцентричный и вспыльчивый человек», - так охарактеризовал Сакаи Сабуро (один из лучших японских асов) своего коллегу Акаматцу Садааки. Темен (это имя предпочитал пилот вместо нареченного Саддаки) Акаматцу являлся одним из самых результативных летчиков морской авиации Японии, чье имя остается легендарным до сих пор, хотя едва ли его можно назвать образцом самурайского стереотипа.


Акаматцу родился в префектуре Кочи в июле 1910 г., он пошел добровольцем в военно-морской флот в июне 1928 г. и после двух лет обуче­ния в летной школе в марте 1932 г. стал летчиком-истребителем морской авиации. Все летчики, прошедшие курс обучения до начала войны, от­личались превосходной подготовкой и огромной самоуверенностью - они считали себя «королями воздуха».

После окончания авиационного училища Акаматцу служил в различных подразделениях, в том числе в составе авиагрупп авианосцев «Акаги», «Kara» и «Рюйдзё». В 1937 г. с началом войны в Китае летчика перевели в 13-ю авиагруппу, в составе которой он принял боевое крещение.
Агрессивный летчик, получившей прозвище «Матцучан» (@маленькая сосна@) отличился на самом старте своей боевой карьеры. 25 февраля 1938 г. в первом же воздушном бою ад Наьчангом он сбил четыре самолета противника. В сентябре летчика перевели на авианосец «Сорю». Опыт войны в Китае позволил Акаматцу выработать собственный, исключительно наступательный, стиль ведения боя. Он всегда стремился атаковать, не взирая даже на численное превосходство противника.

Из Китая Акаматцу вернулся героем. В послевоенные годы он «скромно» заявлял: «Я уничтожил в воздушных боях и на земле более 200 самолетов». Получается, что японец в одиночку расправился с ВВС Китая. «До второй мировой войны истребители имели сравнительно небольшие скорости полета, определяющим в воздушном бою являлись способности летчика, а не самолета. Это было время единоборств. Мы почти не летали большими группами».

Самопровозглашенный «король асов» заслужил репутацию отчаянного задиры и бабника, ни для кого не являлась секретом пристрастие Акаматцу к спиртным напиткам. Горькое пьянство помноженное на буйный нрав очень часто открывало перед летчиком гостеприимные две­ри гауптвахты, в которой он стал настоящим завсегдатаем. Акаматцу безразлично относился к карьерному росту, презирал субординацию по отношению к старшим по званию. Его терпели только за действительно выдающиеся качества воздушного бойца.

В первый день войны на Тихом океане уоррент-офицер Акаматцу принял участие в составе 3-й авиагруппы на Кларк-Филд и Иба. В воз­душном бою ас повредил один Р-40 из 20-й эскадрильи ВВС США. Через два дня Акитцуки вместе с еще двумя летчиками уничтожил американский самолет над Манилой.
Над голландскими колониями Акаматцу сбил еще два самолета, бравый пилот идентифицировал их как «Кертис Ньпор». История авиации самолетов такого типа не знала. В группе с двумя летчиками Акитцуки сбил над Явой летающую лодку. В небе Бали жертвами пушки его «Зеро» стали два Р-40. При атаке австралийского порта Дарвин Акаматцу добавил в свою коллекцию сбитых самолетов один «Спитфайр».

В мае 1942 г. аса отозвали в Японию.

В июле 1943 г. энсин Акаматцу получил назначение в 331-ю авиагруппу, в составе которой он в воздушном бою 5 декабря 1943 г. над Калькуттой сбил еще четыре самолета. В январе 1944 г. аса перевели в 302-ю авиагруппу на должность начальника штаба. Группа базировалась на аэродроме Атцуги и была вооружена истребителями Рэйден («Джек»). Новая ответственная работа требовала от Акитцуки большой отдачи, которую он компенсировал традиционном сакэ в гомерических пропорциях. Новый начальник штаба прививал своим необстрелянным под­чиненным уважение к противнику: "У американцев прекрасно налажена радиосвязь, тактика групповых действий их истребителей превосходна".

Когда над Токио 16 февраля 1945 г. появились палубные самолеты ВМС США, Акаматцу вскочил в первый попавшийся «Зеро» и взмыл в небо на встречу армаде «Хэллкетов». Два американских самолет он сбил утром и еще два - вечером. После окончания войны пилот утверждал, что 16 февраля он сбил девять «Хэллкетов» (четыре достоверно, пять вероятно).


Своего легендарного статуса ас достиг, летая на истребителе J2M Рэйден.
Free Image Hosting at www.ImageShack.us

Этот истребитель разрабатывался для решения узкоспециализи­рованной задачи - перехвата бомбардировщиков. Морские летчики к Рэйдену относились с презрением, они грешили на отвратительную маневренность машины, высокую посадочную скорость, частые перегревы двигателя. В добавок ко всему силуэтом Рэйден напоминал «Тандерболт», что послужило причиной трагических инцидентов. Большинство ветеранов войны на Тихом океане считало, что Рэйден никогда не сможет выжить в бою в «Мустангом» или «Хэллкетом».
Акаматцу не пугали американские истребители, но и он признавал: "Наша тактика воздушного боя была лучшей в мире, но воздушно-стрелковая подготовка американцев превосходила нашу".

Акаматцу удивил своих коллег редким сочетанием исключительного летного мастерства и храбрости, которые он продемонстрировал на Рейдене 19 апреля 1945 г. в бою с «Мустангами». В одиночку «мастер Рейдена» загнал трех «Мустангов» из 45-й истребительной эскадрильи ВВС США на малую высоту и сбил два из них!

Самолет Акаматцу

В бою 29 мая над Иокогамой «старик» в одиночку атаковал 75 «Мустангов» и сбил самолет 2-го лейтенанта Рафаса Мура из все той же 45-й истребительной эскадрильи. Мур остался в живых, он потом говорил: "Будь японец американцем, то за тот бой он запросто мог бы получить Почетную медаль Конгресса".

Акаматцу не согласился с перемирием, он жаждал продолжать борьбу. Увы, истребители авиабазы Ацуги оказались не боеспособными.

Акаматцу за свою карьеру летчика морской авиации налетал более 8000 часов. В пьяном виде ас говорил о 350 сбитых самолетов, в трезвом - о 220. Никто не верил ни пьяному, ни трезвому Акаматцу. В его летной книжке имелись отметки лишь о девяти сбитых за время войны на Тихом океане «Хэллкетах», нескольких «Мустангах», одном «Либерейторе» и семи В-29 (один достоверно и шесть предположительно). Более-менее уверенно можно говорить о 30 сбитых Акаматцу самолетах.

За все 8 лет боевой карьеры Акаматцу не проиграл ни одного поединка, ни раз не был сбит и не получил ни единой царапины(!).

Человек с таким характером и такой биографией не мог не стать легендой еще при жизни. Акаматцу очень любил порассказывать байки о своих подвигах за ящиком-другим сакэ. Чего стоит история о том, как он вскочил в кабину «Зеро» в кимоно и деревянных сабо! Сакаи Сабуро хорошо знал Акаматцу: «Не верти глупым историям - это все чепуха!»
Послевоенные годы стали для летчика-алкоголика большим испытаниям. Старые боевые друзья скинулись и купили ему небольшой само­летик "Пайпер". На этой машине ветеран многочисленных воздушных сражений вел поиск косяков рыбы в интересах компании Кочи Фишери, не оставляя при этом своего хобби - дружбы с бутылкой. Постепенно ас спивался, все больше друзей и знакомых отворачивались от него, нача­лись проблемы со здоровьем. Относительный покой пилот обрел в качестве хозяина небольшого кафе в городе Кочи.

Садааки Акаматцу скон­чался от пневмонии 22 февраля 1988 г. в состоянии полной депрессии.


Отдых в перерве между боями - занятие борьбой, аэродром Атцутги, 1945 год. Акаматцу второй слева, с непокрытой головой, он с неприкрытым интересом следит за ходом поединка. До того как стать летчиком Акаматцу был чемпионом по борьбе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments