叶列娜 (ex_choco_la) wrote in all_japan,
叶列娜
ex_choco_la
all_japan

Categories:

Ясудзиро Одзу Yasujiro Ozu

Ясудзиро Одзу / Yasujiro Ozu


Ясудзиро Одзу в Японии поклоняются как "богу кино" и в ряду кинематографистов ставят выше Куросавы.

Ясудзиро Одзу родился 12 декабря 11903 года в семье, жившей в районе Фукагава, в южной, торговой части Токио. Отец мальчика в это время занимался оптовой торговлей удобрениями. В 1913 году по настоянию отца, считавшего, что для воспитания сына лучше подходит провинция переезжает в город Мацудзака префектуры Миэ. В течении двух лет с 1921-1922 проваливается на экзаменах в университет и год работает ассистентом преподавателя в горной деревушке. В 1923 году поступает на работу в киностудию Камата кинокомпании "Сётику кинэма". Из-за отсутствия вакансий на режиссерском отделении, о котором он мечтал, его берут в качестве ассистента оператора, а через три года переводят на должность ассистента режиссера, после успеха созданного им в следующем, 1927 году исторического сценария, быстро продвигается к должности режиссера. В том же 1927 году выходит его дебютный фильм "Клинок покаяния". Единственная историческая драма, снятая в отделе исторических фильмов, в котором он в это время работает и который считается ниже рангом, чем отдел фильмов современной тематики. В 1928 году Одзу переходит в отдел фильмов современной тематики и ставит комедии, подражая американской продукции и на протяжении с 1928 года по 1936 снимает 33 картины, в то время как все переходят на звуковое кино Одзу по-прежнему снимает только немые фильмы. Только в 1936 году он снимает свой первый звуковой фильм "Кагами-сиси" - единственный документальный фильм режиссера, запечатлевший знаменитую пьесу театра Кабуки. В 1937 году Одзу уходит на фронт в Китай, а через год возвращается на родину, военный опыт научил его "позитивному отношению - принимать действительность такой, как она есть". В 1941 году Одзу снимает фильм "Дети семьи Тода", в котором впервые принимают участия кинозвезды и который приносит необычайно высокий доход, в отличие от прежних его фильмов. В 1943 году вновь попадает на фронт в Юго-Восточной Азии, но уже в качестве военного кинокорреспондента, единственная польза, которую ему удалось извлечь из этого - возможность увидеть большое количество американских фильмов.
После войны попадает в лагерь, где используется в работах на каучуковой плантации, в феврале 1946 благополучно возвращается на родину и вновь приступает к работе на киностудии. В 1953 году снят фильм, который вошел в золотой фонд мирового кинематографа и поставивший имя Ясудзиро Одзу в ряд с величайшими мастерами кино. В 1958 году Одзу снимает свой первый цветной фильм "Цветы праздника Хиган", на пленке "агфа-колор" с ее характерным красноватым оттенком, возникающим при проявлении, в последствии теплая красноватая гамма будет отличать все цветные фильмы мастера и создаст особую цветовую стилистику, эти возможности цвета он открывает вместе с оператором Кадзуо Миягава. В 1960 в фильме "Поздняя осень" талант режиссера достигает полной зрелости, но с этого времени Одзу начинает ощущать сильную усталость, но продолжает снимать по фильму в год. В феврале 1962 года в возрасте 86 лет умирает горячо любимая мать режиссера, с которой он жил вдвоем, Одзу завершает свой последний фильм "Вкус сайры". В 1963 году он помещен в онкологическую клинику, затем выписан из нее и в день своего 60-летия умирает оставив после себя 54 фильма из которых только 36 сохранились на пленке до наших дней.
"На надгробном камне Одзу нет никакого имени, только старый китайский иероглиф, МУ, что означает нечто вроде: пустота, ничто", - писал знаменитый режиссер Вим Вендерс. И добавлял, что пустота вызывает в нем страх.
"Объекты изображения в фильмах Одзу - семья, супрги, брак, бродяжничество, трагизм человеческого существования. В этих фильмах есть живой ритм, озорные гэги, самоирония, пафос усталости от жизни. Наряду с высокой степенью художественного совершенства известность фильмам Одзу обеспечило присутствующее в каждой его работе качество, которое наверное можно назвать универсальностью. Разумеется, в фильмах любой страны есть конфликты, смерть, история любви. Но в картинах Одзу сверх этого есть некое, если так можно выразиться "течение глубокой реки", смывающее все в единый универсальный поток.
Вполне сложилась система особых художественных приемов режиссера, начиная со знаменитой низкой точки съемки, а это в свою очередь вдохновляло его на разработку новой тематики. В итоге он пришел к благородной простоте, когда мастер ценит бесхитростные повторения, и неспешно созерцает мелкий узор событий на поверхности однообразной, заурядной жизни, как бы подтверждая, что самопознание для художника означает возвращение к безыскусности" (Ёсимаса Мотидзуки, Японский фонд, Рим)

С 26 января по 9 марта 1999г. в Московском Музее Кино при содействии Посольства Японии в России состоялась ретроспектива фильмов Ясудзиро Одзу, в течении которой были показаны 33 из 36 сохранившихся фильмов режиссера, включая 16 немых лент.

Кроме того по российскому телевидению неоднократно демонстрировались его фильмы:
Цветы праздника Хиган
Вкус прстой пищи
Токийская повесть
Вкус сайры


1927
Клинок покаяния/Sword of Penitence (Zange no yaiba)
1928
Dreams of Youth (Wakodo no yume)
Couple on the Move (Hikkoshi fufu)
Body Beautiful (Nikutaibi)
Wife Lost (Nyobo funshitsu)
Pumpkin (Kabocha)
1929
Дни молодости/ Days Of Youth (Wakaki Hi)
1930
Университет-то я закончил/I graduated but...(Daigaku wa deta karedo)
Walk Cheerfully (Hogaraka ni Ayume)
Экзамены-то я провалил...I Flunked, But... (Rakudai Wa shita kerodo...)
That Night's Wife /Жена этой ночи(Sono Yo no tsuma)
1931
Госпожа и борода/The Lady and the Beard (Shukujo to Hige)
Токийский хор /Tokyo Chorus (Tokyo no Gassho)
1932
Родиться-то я родился.../I Was Born, But... (Umarete Wa mita keredo...)
Куда делись мечты юности?/Where Now Are The Dreams Of Youth? (Seishun no Yume Ima Izuko)
1933
Женщина из Токио/Woman Of Tokyo (Tokyo no onna)
Женщина-полицейскийDragnet Girl (Hijosen no onna)
Соблазн/Passing Fancy (Dekigokoro)
1834
Мать надо любить/A Mother Should Be Loved (Haha O kowazuya)
Повесть о плавучих травах/Story Of Floating Weeds (Ukigusa Monogatari)
1935
An Innocent Maid (Hakoiri musume)
Токийская ночлежка/An Inn In Tokyo (Tokyo No yado)
1936
Единственный сын/The Only Son (Hitori Musuko)
Kagamijishi
1937
Что госпожа забыла?What Did The Lady Forget? (Shukujo wa Nani o Wasuretaka)
1941
Дети семьи Тода/Brothers And Sisters Of The Toda Family (Toda-ke no Kyodai)
1942
Был отец/There Was A Father (Chichi Ariki)
1947
Жизнеописание некоего господина из барака/Record Of A Tenement Gentleman (Nagaya Shinshi Roku)
1948
Курица на ветру/A Hen In The Wind (Kaze no Naka no Mendori)
1949
Поздняя весна/Late Spring (Banshun)
1950
Сестры Мунэката/The Munekata Sisters (Munekata Shimai)
1951
Пора созревания пшеницы/Early Summer (Bakushu)
1952
Вкус прстой пищи/Flavour Of Green Tea Over Rice (Ochazuke no Aji)
1953
Токийская повесть/Tokyo Story (Tokyo Monogatari)
1956
Ранняя весна/Early Spring (Soshun)
1957
Токийские сумерки/Tokyo Twilight (Tokyo Boshoku)
1958
Цветы праздника Хиган/Equinox Flower (Higan-Bana)
1959
Доброе утро!/Good Morning (Ohayo)
Плавучая трава/Floating Weeds (Ukigusa)
1960
Поздняя осень/Late Autumn (Akibiyori)
1961
Осень в семье Кохаягава/End Of Summer (Kohayagawa-ke no Aki)
1962
Вкус сайры/An Autumn Afternoon (Samma no Aji)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments