илле (baibikov) wrote in all_japan,
илле
baibikov
all_japan

Categories:
Гокасё: пять малоизвестных мест Старой Столицы

Слово «гокасё» в переводе с японского означает «пять мест». Этот краткий очерк познакомит вас с пятью местами, о которых редко пишут в путеводителях, но которые тем не менее заслуживают пристального внимания.


Киото – город уникальный во многих отношениях, но прежде всего он известен своими храмами и традиционными ремеслами. Старая японская столица является крупнейшим историческим центром, притягивающим туристов со всего мира, в том числе и из России. Несмотря на небольшое (по сравнению с Токио, Йокогамой и Осакой) население – около полутора миллиона жителей – город занимает довольно-таки обширную территорию в 610 квадратных километров. На этой территории находится около тысячи шестисот буддийских и около трёхсот синтоитских храмов. Киото славится своим зеленым чаем (Удзи-тя), тонкими шелковыми тканями и керамической посудой.

На посещение Киото туристические бюро обычно отводят от силы два-три дня, и если вы задались целью обойти за этот срок весь город, то вам придется осматривать от двухсот до трехсот кватратных километров в день. Разумеется, что осмотр достопримечательностей в таком темпе мало кому под силу, поэтому чаще всего туристы вынуждены ограничиться посещением Золотого и Серебрянного Павильонов, Сада камней в храме Рёандзи и горного храма Киёмидзу-дэра, известного своим чистым источником. У особо выносливых хватает сил на Хэйан-Дзингу и самый длинный будийский храм Сандзюсангэндо, в котором находится тысяча резных деревянных статуй богини милосердия Каннон.

Во все эти места ежедневно приезжают тысячи туристов, что не может не сказаться на общей атмосфере храмов. Зачастую, они даже перестают восприниматься как храмы и становятся всего лишь банальным фоном для «фотографии на память». Но стоит отойти всего на шаг в сторону от туристических мест, и вы окажетесь в той самой старой Японии, о которой писал поэт Басё:

Глубокою стариной
Повеяло...Сад возле храма
Засыпан палой листвой
(перевод Веры Марковой)




Гора Курама
Курама Хонмати, Сакё-ку, Киото
секта Курама-Кёё





В синтоизме – японской обрядовой религии – горы, как и деревья, часто считались не только олицетворением, но и телом бога. Киото окружен горами с трех сторон, и горные боги надежно защищают город от злых духов. Курама (Вьючная Лошадь) – одна из священных гор, стоящих на страже города. Ее высота – 570 метров над уровнем моря.

Главный храм был заложен более тысячи двухсот лет назад, в 770 году. Божество храма бдительно охраняло северные пределы тогдашней столицы Хэйан-кё. С тех пор храм не раз горел и в нынешнем своем виде существует с 1971 года. Легенда гласит, что более шести миллионов лет назад Мао-сон (Грозный Царь Покорителей Зла и Олицетворение Духа Земли) сошел с Венеры на вершину горы Курама. Мао-сон явился на Землю с великой миссией – ему предстояло спасти человечество. В течение нескольких миллионов лет его великий дух обитал на Кураме, управляя жизнью всего живого на земле. В 770 году монах по имени Гантэй увидел в горах белую лошадь и пошел за ней следом. Лошадь вывела его к священному месту. Там Гантэй просветлел, став одной из реинкарнаций Бисямон-тэн (Стража Северных Пределов Рая и Духа Солнца). Сразу после просветления Гантэй приступил к возведению храма.

В 796 году одному из высокопоставленных чиновников, руководящих строительством храма Тодзи на востоке Хэйан-кё, явилась наяву Сэндзю-Каннон (Тысячерукая Каннон – Богиня Милосердия, Дух Луны). Усмотрев в этом божественный знак, чиновник пожертовал крупную сумму денег на строительство храмов и пагод на горе Курама.

Мао-сон, Бисямон-тэн и Сэндзю-Каннон являются символами вселенской души. Они формируют триединство «Сансон-Сонтэн» (Великое Тройственное Божество). Боги, входящие в божественную тройку олицетворяют Силу, Свет и Любовь – три главных символических составляющих японской системы исцеления Рэйки. На горе Курама есть немало так называемых «энергетических точек силы», которые идеально подходят для глубоких медитаций. Гора славится своими целебными источниками.

Во второй половине двенадцатого века – в самый разгар периода противостояния кланов Тайра и Минамото – на воспитание в монастырь Курама-дэра поступил сын погибшего военачальника Ёситомо Минамото. Мальчик по имени Ёсицунэ – будущий основатель искусства Ниндзюцу – не хотел мириться с тем, что его готовят в монахи, и начал тайком заниматься боевыми искусствами. В 1174 году, решив стать настоящим воином, Ёсицунэ сбежал из Курама-дэра. И уже через одиннадцать лет он одержал блистательную победу над войском Тайра, открыв путь к установлению власти сёгунского клана Минамото. В память об этом отважном воине, каждый год пятнадцатого сентября в храме Курама проходит праздник Ёсицунэ, во время которого ученики различных школ Кэндо (Путь Меча) демонстрируют свои способности в показательных поединках.

Согласно народному преданью на Кураме живут сказочные существа Тэнгу - «Небесные Псы». Краснолицые и длинноносые, Тэнгу обладают волшебной силой, умеют летать и прекрасно владеют мечом. Считается, что Ёсицунэ Минамото сумел стать непревзойденным мастером меча именно потому, что его наставником был Тэнгу, обитающий на горе Курама.



Сад камней и гробница будды в храме Мёман-дзи
Ивакура, Сакё-ку, Киото
секта Кэнпон-хоккэ


Будете возвращаться с Курамы, обязательно сделайте остановку в храме Мёман-дзи. Он расположен в Ивакуре, недалеко от станции с запоминающимся названием «Кино» (линия Эйдэн).

В 1389 году шестидесяти восьмилетний монах из секты Нитирэн основал храм Мётозан-Мёман-дзи. Первоначально храм располагался на юге Старой столицы, там где в наши дни Годзё (Пятая Линия) пересекается с улицей Карасума. Через двести лет после основания – в 1583 году – храм был перенесен немного севернее, на пересечение улиц Тэрамати и Нидзё (Вторая Линия), в связи с чем и получил название «Тэрамати-Нидзё-но-Мёман-дзи». Однако на этом движение на север не закончилось. Тридцать шесть лет назад храм и его монахи переехал в Ивакуру на самом севере Киото.

Туристы редко добираются до этого расположенного вдали от оживленных туристических мест храма. И очень жаль. Здесь есть на что посмотреть. Среди достопримечательностей – колокол Антин-Киёхимэ-но-Канэ, о истории которого рассказывается в пьесе театра Кабуки «Додзёдзи», и башня-гробница Буссяри Дайто, в которой хранятся мощи будды Сакьямуни. Башня – точная копия гробницы, возведенной в Буддагае в 200 году до нашей эры индийским царём Асока. Она была построена в 1973 году и стала первым сооружением подобного рода в Японии.

Кроме того, в Мёман-дзи находится сад камней Юки-но-нива («Снежный Сад») – один из немногих созданных поэтом Тэйтоку Мацунага. Мацунага был предтечей поэзии Хайку, но вдобавок ко своей литературной деятельности он занимался тем, что на современном языке назвается ландшафтным дизайном. В средневековой Японии это было делом обычным – многие поэты и художники увлекались садовой архитектурой. Например, знаменитый Сад Камней в храме Рёандзи предположительно был спроектирован известным художником Соами, а классический японский сад в храме Сисэндо – поэтом, знатоком китайской классики, Дзёзаном Исикавой.

Мацунага спроектировал еще два известных сада: «Лунный Сад» в храме Киёмизу-дэра и «Сад Цветов» в храмовом комплексе Китано-Тэнмангу. Но к сожалению ни тот, ни другой не сохранились до наших дней. Поэтому «Юки-но-Нива» - единственное наследие мастера в Киото. Любование садом успокаивает и настраивает на философский лад. Отсюда можно прямиком направляться на Тэцугаку-но-мити (Дорога Философов).





Отоё-Дзидзя – Храм Великого Изобилия
ия-но-маэ-тё, Сакё-ку, Киото
синтоистский храм


Узкая и тенистая Дорога Философов тянется от Серебрянного Павильона до храма Кумано-Някуодзи. Общая протяженность этого пешего маршрута – чуть более полутора километров. От того места, где Дорога заканчивается, рукой подать до храмового комплекса Нандзэн-дзи, с его знаменитым драконом, свернувшимся в клубок на потолке зала Хатто (Зал Церемоний). Примерно на полпути между Серебрянным Павильоном и Нандзэн-дзи, находится небольшой синтоисткий храм под названием Отоё-дзиндзя.

Этот храм был построен в конце девятого века и раньше назывался «Цубаки-га-минэ Тэндзин» по названию той горы, у подножья которой он расположен. «Вершина Камелий»(Цубаки-га-минэ) – одна из тридцати шести восточных вершин (Хигасияма Сандзюроппо), образующих горную гряду общей протяженностью двенадцать километров, которая огибает Киото с восточной стороны. На территории храма растет множество японских камелий – словно напоминанием о его прежнем названии.

В это тихое место редко заходят целеноправленные туристы, спешашие из пункта А в пункт Б максимально коротким путём. Но если у вас будет немного свободного времени, то зайдите в Отоё-дзиндзя передохнуть и полюбоваться каменным зверинцем: парой сторожевых мышей, белыми лисицами, сторожевой обезьяной и коршуном. Мыши (посланники бога Окунинуси-но-микото, научившего людей исцелять болезни) помогут вам уладить любовные дела. Лисицы (гонцы Инари – покровителя торговли и бога полей) принесут удачу в бизнесе. Обезьяна убережет от неприятных неожиданностей, а коршун – от разрушительных пожаров.

Храм особенно красив в марте, когда цветет красная слива, и в апреле – во время цветения сакуры. На выходе из храма – прямо у ворот Тории – находится небольшое домашнее кафе «Фумимаро», в котором можно выпить пиалу взбитого зеленого чая Маття.



Ипподо: зелёный чай из Удзи
Тэрамати-Нидзё-агару, Накагё-ку, Киото
чайный магазин, демонстрационная комната

сайт магазина - http://www.ippodo-tea.co.jp/

Если вы настоящий ценитель японского чая, то не стоит ограничиваться одним «Фумимаро». Кроме Маття существует множество других видов зеленого чая: Сэнтя и его производные – Гэнмай-тя (с добавлением дутого риса) и Ходзи-тя (жареный чай), а также чай Гёкуо, из которого приготовляют Кона-тя, Куки-тя и Мэ-тя. За чаем лучше всего поехать в центр города, на известную торговую улицу Тэрамати.

Чайный магазин «Ипподо», был основан в 1717 году. Его основатель – Ихэй Ватанабэ – был выходцем из провинции Оми (нынешняя префектура Сига), поэтому магазин получил название Омия. Кроме чая Ватанабэ торговал и керамической посудой.

Через сто тридцать лет тороговое предприятие получило в подарок от принца из Ямасина свое нынешнее название, в котором зашифрован наказ сохранять традиции приготовления чая из Удзи. С тех пор в «Ипподо» продается только «Удзи-тя». Нынешнее помещение магазина сохранилось с 1864 года.

Около десяти лет назад в магазине открылась демонстрационная комната, в которой за символическую плату вам продемонстрируют способ заваривания и сервировки чая. После того как чай будет сервирован вы сможете его выпить, и тут же закусить прилагающейся традиционными сладостями. А потом отправляйтесь гулять по близлежащему району – на улице Тэрамачи множество интересных лавочек и магазинов. В соседнем с «Ипподо» помещении расположен магазин японской бумаги, а напротив – магазин с принадлежностями для каллиграфии.



Сакэ-бар «Йораму»
перекрёсток Нидзё-Хигаси-но-тоин, Хигаси-хаиру, Накагё-ку, Киото
дегустация сакэ, история сакэ (по-английски)


(более крупный вариант фотографии здесь)

Но если вы решили провести вечер за распитием более крепких, чем чай, национальных напитков, то из «Ипподо», который работает до семи часов вечера, можно за двадцать минут дойти неспешным шагом до «Сакэ-бар Йораму». Название говорит само за себя – это заведение специализируется только на сакэ, или, как называют его японцы, на «нихон-сю». История рисового вина в Японии насчитывает многие тысячи лет. Сакэ использовали не только как веселительный напиток, но и как жертвоприношения богам. На сегодняшний день в Японии действует около двух споловиной тысяч заводов по производству сакэ.

Традиционными центрами национального виноделия являются префектуры Киото и Хиёго. Считается, что из сортов местного риса получается особенно вкусный и изысканный напиток. Сакэ, сделанный в других префектурах, называется «дзи-дзакэ» (вина из провинций). Впрочем, среди дзи-дзакэ тоже нередко встречаются образцы высого качества.

«Нихон-сю» – это статусный напиток. Сказывается его ритуальное прошлое, когда бочки с сакэ преподносились в жертву богам. Впрочем, не стоит забывать и о ритуальном настоящем этого напитка: церемония открытия чемпионата по борьбе сумо немыслима без рисового вина. Бочонок сакэ будет очень кстати и в качестве подарка на открытие бизнеса.

Сорта сакэ различаются по вкусу, букету и прозрачности, которые зависят как от мастерства виноделов, так и от качества воды и риса, а также от процентного содержания полированных рисовых зерен. Существуют также различия в культуре питья: одни сорта принято пить из Тёко – маленьких фарфоровых чашечек, другие – из стеклянных бокалов, третьи – из небольших квадратных кадушек, благодаря которым напиток приобретает приятный смолистый аромат.

Но более подробно обо всех этих различиях расскажет вам хозяин заведения – иностранец, проживший в Японии около двадцати лет. Он прекрасно говорит как на японском, так и на английском и разбирается в сакэ намного лучше большинства местных жителей. В баре одновременно представлено до 45 разных видов рисового вина. Количество представленных сортов всегда остается тем же, но бренды все время меняются, чтобы завсегдатаи бара, посещающие его из года в год, в конечном итоге смогли продегустировать все десять тысяч разновидностей рисового вина, производящегося в Японии.


материал был опубликован в шестом номере журнала "Додзё", 2004, стр. 88-91

в качестве иллюстраций использованы фотографии с сайтов:
http://www.kcif.or.jp/en/index.html
http://www.nichibun.ac.jp/
http://www.kyotocity-taxi.com/
http://mocochan.web.infoseek.co.jp/
http://www2.odn.ne.jp/~cbx41100/
http://asahi-net.jp/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments